Коррекционные занятия с дефектологом по формированию произносительных навыков
Формирование у детей с нарушением слуха произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого аппарата.
На наших занятиях при постановке дыхания, голоса и звуков мы используем способ подражания.
Ребёнок воспринимает и воспроизводит то, что ему демонстрирует взрослый, пользуясь сохранными анализаторами. Подражание может осуществляться такими способами: на слуховой основе, на зрительной основе, на тактильно-вибрационной основе.
На слуховой основе.
Ребёнок слушает, как говорит взрослый, например, звуки, слоги, слова или ритм ряда слогов: папапа или папапа) и пытается правильно воспроизвести услышанное.
На зрительной основе.
Ребёнок смотрит на рот взрослого (например, на положение языка при артикуляции отдельных звуков — ш, и, р и т. д.) и старается получить адекватный уклад видимых речевых органов.
На слухозрительной основе.
Ребёнок слушает взрослого и одновременно видит его артикуляцию.
На тактильно-вибрационной основе в сочетании со зрительным или слуховым восприятием.
Ребёнок видит положение губ взрослого, например во время артикуляции им в, поднесенной к собственному рту рукой ощущает сильную струю выдыхаемого воздуха, приложенной к шее в области гортани рукой ощущает вибрацию голосовых связок и т. п.
Кроме того, мы используем разнообразные средства наглядности, облегчающие детям подражание.
С уважением, ваш учитель-дефектолог Разбойникова А.Н.