Глобальное чтение на занятиях с дефектологом

Конечная цель коррекционной работы и обучения для наших детей следующая: они должны владеть речью в устной и письменной формах, самостоятельно общаться с окружающими в любой ситуации, иметь профессию, стать полноценными членами социума, то есть соответствовать его моральным и этическим нормам.

К этому результату мы приходим разными путями, используя различные методики. Какое место в этом процессе принадлежит чтению в дошкольном возрасте?

Когда  мы употребляем слово «чтение» в отношении глухих/слабослышащих детей дошкольного возраста, мы имеем в виду два процесса: умение озвучивать письменный текст, т. е. технику чтения, и понимание прочитанного, что является самым главным.

Обучение чтению осуществляется в два этапа:

  1. этап глобального чтения;
  2. этап аналитического чтения.

Глобальное чтение

Приступаем к этому процессу тогда, когда созданы определённые условия для восприятия ребенком необычных символов – наборов букв.  

Например, когда ребёнок умеет сопоставлять парные (т. е. совершенно одинаковые) игрушки/предметы, игрушку/предмет и картинку, которая во всех деталях аналогична игрушке, а также парные картинки. Кроме этого, он умеет складывать разрезные картинки с постепенно увеличивающимся количеством частей, обнаруживать отсутствие какого-либо объекта на одной из почти одинаковых сопоставляемых картинок и тому подобное. 

Когда ребёнок может соотносить цвета и находить такой же.

Эти умения дети приобретают в интересной деятельности, и их наличие свидетельствует о готовности детей к восприятию письменной речи.

В обучении глобальному чтению используются таблички с написанными на них изолированными словами.

Ребенок, как правило, вторит взрослому сопряженно (говорит одновременно со взрослым) или отраженно (с опозданием на несколько секунд). Но взрослый не только произносит слово – его указательный палец синхронно движется под словом слева направо (с позиции наблюдающего ребенка). 

Таким образом, взрослый с самого начала организует направление движения взгляда ребенка при чтении. Произношение взрослого при этом всегда естественное, без акцентирования внимания ребенка на той или иной букве. 

Табличка помещается рядом с игрушкой или картинкой.

При дальнейшей работе дети учатся складывать слова на основе зрительного анализа целостного образа слова, делая это по образцу и по памяти. Зрительное восприятие слабослышащих детей может служить надежной опорой для осмысленного освоения письменной и устной речи.

С уважением, ваш учитель-дефектолог, Разбойникова Алёна Николаевна